Все мы знаем, что убить можно ядом. А как их различать? Давайте разберемся.
По своему действию яды делятся на группы. Например, по характеру воздействия. Гематические (воздействующие на кровь), нейротоксичные (поражающие нервную систему и мозг) и некротоксины (разрушающие покровные ткани).
Гематические яды оказывают прямое воздействие на эритроциты и лейкоциты, а также инициируют коагуляцию — свертывание крови внутри кровеносных сосудов. Характерные представители — мышьяк, свинец и яд некоторых змей. Противоядия — лецитины и холестерины в ударных дозах. Нейротоксичные яды, в основном, блокируют проходимость синаптических связей между нейронами. Характерный представитель — яд кураре.
Не менее характерное противоядие — атропин. А гемотоксины запросто могут разрушить, к примеру, стенки кровеносных сосудов. И — пинцет… Есть, кстати, еще и такая группа ядов, как «другие», к которой относятся практически все вещества, вызывающие сильные аллергические реакции и раковые заболевания.
Наконец, такой параметр, как происхождение. Здесь все просто. По происхождению природные яды делятся на минеральные, бактериальные, растительные, грибковые и животные.
И снова для любителей максимализма отметим: самый ядовитый металл — мышьяк. Он используется для пропитки «антимушиных» лент и других средств против насекомых.
А одним из самых простых и доступных противоядий к цианидам является глюкоза. Она необратимо связывает цианиды в нетоксичные циангидрины. Собственно, из-за того, что глюкоза постоянно присутствует у нас в крови, смертельная доза цианида очень велика: десятки миллиграммов.
В поганках содержится сильнодействующий яд, аманитотоксин. Сам папа Клемент VII отравился, отведав поганку в 1534 году.
Животные очень чувствительны к всякой гадости. Во время второй мировой их часто брали с собой в окопы или шахты. Для контроля чистоты воздушных масок использовали золотых рыбок — маску промывали, наполняли водой и пускали внутрь рыбку. Если она не погибала, маска считалась чистой.