Адвокат Надежды Савченко Марк Фейгин в интервью BBC поделился сомнениями в правомочности российской юриспруденции над ней.
Пару дней назад известный адвокат Марк Фейгин, который получил еще большую известность в деле защиты российской панк-группы Pussy Riot, взялся защищать украинскую летчицу Надежду Савченко. Кроме него к делу подключились российские адвокаты Николай Полозов и Илья Новик.
- Читать также: Адвокат Pussy Riot будет защищать летчицу Савченко в РФ
На данный час Фейгин еще не смог встретится с подзащитной, которая находится в воронежском СИЗО. Также не может попасть уже несколько дней к Савченко консул Украины. По последним сообщениям, возможно сегодня — завтра, эта встреча состоиться.
В интервью ВВС он поделился своим видением перспектив открытого уголовного дела в России против Надежды Савченко. На данный момент официально заявлено, что ей инкриминируют статьи 105 и 33 Уголовного кодекса РФ – убийство двух и более лиц и соучастие в преступлении. Российские следователи выдвинули ей подозрение в причастности к гибели журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина, попавших под минометный обстрел в окрестностях Луганска в июне этого года.
Фейгин выделяет несколько аспектов.
1. Он хочет четко понять, каким образом Надежда Савченко попала на территорию России. В официальную версию, что она как беженка добровольно перешла российскую границу и ее задержали из-за отсутствия документов, он не верит и приводит массу аргументов. Речь скорее всего идет о похищении, нелегальной перевозке против воли личности и неправомерном аресте на территории России. Он хочет ознакомится с показаниями свидетелей, встреч с ними.
2. Он хочет разбираться, почему, собственно, ей вменяются статьи Уголовного кодекса 105, часть 2 и 33. Первая статья предусматривают ответственность за убийство по предварительному сговору или организованной группой двух и более лиц в связи с осуществлением этими лицами служебной деятельности по мотивам ненависти или вражды. Вторая – определяет виды соучастников преступления.
3. Он намерен разобраться в том, «насколько она вообще подсудна российскому суду, будучи кадровой военнослужащей другой страны. Российские следственные органы обязаны установить официальный статус его подзащитной, а для этого нужно запрашивать официальные органы Украины и получить официальный ответ, в каком качестве она принимала участие в боевых действиях. Недостаточно основываться на слухах, СМИ и т.п.
4. Он считает, что все процессуальные действия, которые должны установить вину или невиновность Савченко, должны проводиться в соответствии с нормами УПК России, а это должны делать украинские правоохранительные органы, так как это невозможно делать российским органам на чужой территории. По Венской конвенции о выдаче лиц, подозреваемых в совершении преступлений на территории другого государства, российская сторона должна направить запрос об экстрадиции гражданки Украины в соответствующие органы соседней страны. Украинский суд рассматривает запрос и принимает решение, а генеральная прокуратура удовлетворяет или не удовлетворяет запрос.
А пока Марк Фейгин хочет добиться изменения меры пресечения после того, как ознакомится с документами в суде первой инстанции в Воронеже. Даже тот факт, что дело рассматривается в Воронеже, а следствие ведется в Москве, вызывает «улыбку» у адвоката.