Франция. Прекрасная Живерни — деревушка, расположенная в 80 км от Парижа. Но это не просто очаровательная французская деревушка. Сюда ежегодно приезжают сотни тысяч туристов со всего мира, все эти люди неравнодушны к прекрасному. В Живерни жил и работал импрессионист Клод Моне. Представляем прекрасную подборку о его замечательном саде, который был его музой, работой и вдохновил его на все известные нам произведения:
И приезжают туда отнюдь не затем, чтобы полюбоваться на самую обширную коллекцию его картин, а любители прекрасного едут туда, чтобы увидеть главного натурщика Моне, увидеть его картины вживую — увидеть его сад.
Клод Моне придавал огромное значение свету, его оттенкам и игре теней и по-настоящему боготворил природу. Он купил простой крестьянский домик в Живерни в 1883 г. Там должна была жить его многочисленная семья — жена Алиса, ее дети от первого брака и их общие дети.
Эдуард Мане «Семья Моне в саду»
В то время было непривычно — городской житель в деревне. Но постепенно все привыкли. Крестьяне стали уважать его за то, что оне не гнушался ежедневной работы, а Моне и не нужно было привыкать, он попал в обьятия своей музы.
Клод Моне «Белые кувшинки»
Поначалу дом и окружающая его земля занимали не больше 1 га. Но через 10 лет, когда финансовые дела Моне пошли хорошо, он докупил еще участок, который от старого отделяла железная дорога.
Железная дорога через некоторое время перестала существовать, но ее место заняла автомобильная магистраль. Так что сад Моне так и остался разделенным на 2 части.
То, что раньше было просто огородиком возле дома, превратилось, благодаря Моне в настоящий праздиник цвета, света и красоты. Он засадил все разнообразными видами цветов и растений.
Однажды ему прислали огромный каталог цветочных семян — чтобы он выбрал и заказал нужные. Он быстро пролистал каталог и заказал ВСЕ СЕМЕНА. Розы, лилии, глицинии, тюльпаны, ромашки, посолнухи, гладиолусы, астры — сад Моне — это настоящее буйство красок.
Но особенное внимание и трепет у посетителей вызывает вторая часть сада, за автомобильной магистралью. Это, так называемый, водный сад. Попасть туда можно через тоннель. Там Моне создал сказку — такую, как он видел. Создал свой мир.
Он осушил болотистую местность, сформировал пруды и каналы, умело направив в них воду реки Эпт.
Клод Моне » Клумба с ирисами в саду «
Берега пруда украсили разнообразные растения — малина, остролист, японская сакура, анемоны, пионы и многие другие. Главной достопримечательностью сада является Японский мостик. И главное: Моне заказал из Японии семена нимфей (кувшинок) и украсил ими водную гладь пруда…
Да, в Живерни можно увидеть знаменитые кувшинки. Не в музее на полотне, а на глади пруда. И можно в какой-то момент растеряться и почувствовать себя внутри картины художника. Сад для Моне стал его музой и его основным занятием. Про кувшинки Клод Моне писал так : «Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели».
Клод Моне «Водяные лилии и японский мостик»
Да и любой согласится — создавать такую красоту своими руками — великое счастья, а иметь возможность передать ее на полотне — великий дар. Естественно, что любимый сад стал неиссякаемым источником сюжетов для его полотен, а начиная с 1908 года — едва ли не единственным. Художник уже никуда не выезжал, и мог пристально вглядываться в изобразительные мотивы своего сада.
Излюбленная манера Моне работать сериями позволяла ему не оставить без внимания малейшие нюансы цвета, света — благо каждому оттенку состояния натуры можно было посвятить отдельный холст. Японский мостик? — 18 вариантов. Водоем с белыми кувшинками? — 13 картин. Водяные лилии? — 48 полотен. И список этот можно долго продолжать…
В 1916 году, когда ему было уже 76 лет, справа от главного дома он построил просторную студию, которая получила название «Студия водяных лилий». Здесь художник реализовал свой последний грандиозный замысел — создал панели с изображением водяных лилий, образовавшие круговую панораму около 70 м в окружности.
Эти картины он передал в дар Франции, и они были размещены в специально построенном павильоне, который находится на краю сада Тюильри, там, где он выходит на площадь Конкорд. Если смотреть на него сверху, то он похож на восьмёрку. В двух овальных залах, соединённых перемычкой, развешены картины, изображающие пруд в Живерни: шесть или восемь полотен. В сущности, это одна картина, передающая недоступные обычному взгляду изменения натуры по ходу дня. Искусствоведы утверждают, что живопись здесь достигла такого совершенства, что стёрла грань между реализмом и абстрактным искусством. Клод Моне просто остановил мгновенье, потому что всё уходит, но ничто не исчезает, а жизнь всегда — это ожидание следующего дня. Это был прижизненный триумф творчества Клода Моне.
Клод Моне «Пруд с водяными лилиями и ирисами»
Панель с изображением водяных лилий, образовавшие круговую панораму около 70 м в окружности.
Это очень удивительно для гения, но Клод Моне был очень счастливым человеком. Он добился признания еще при жизни, любил и был любим, занимался любимым делом.
В результате Моне посвятил любимым сюжетам чуть ли не тридцать лет своей долгой жизни (он скончался в Живерни в 1926 году в возрасте 86 лет). После смерти в 1926 году художника, за домом ухаживала его дочь Бланш. Но во время Второй Мировой войны он пришел в запустение. Позже в 1966 году, сын Моне передал имение Академии изящных искусств, которая сразу же начала реставрацию сначала дома, а потом и сада. Сейчас Живерни посещает больше полумиллиона человек в год.